Мнение, которое не спрашивали

Если уж взялась писать о работе честно, то не обойти такую болезненную тему, как мнение, которое не спрашивали.
Никто не шепнет бухгалтеру в лифте, что квартальный отчет получился какой-то дурацкий. Юристу не заявляют с порога, что таким языком договоры не пишут. Есть законы и профессиональные стандарты, которые регулируют работу. В кадрах не занимаются стильным оформлением трудовых книжек, у них правила. У продавцов таких нет, зато имеется объективная оценка в виде денег, которые приносят клиенты. Если товарищ слишком нафантазировал «до», то компания ушла в минус «после».

А вот маркетинг и пиар – кладезь фактуры для «профессиональной» оценки коллег из смежных подразделений. Единых фиксированных правил нет, стандартов нет, объективных критериев оценки тоже нет. Иногда есть kpi, но и это не спасает. Результат будет только завтра, а работа сделана уже сегодня. И начинается ромашка «нравится/не нравится». Коллеги, мнение которых никто не планировал брать в расчет, неожиданно формулируют его с обычной потребительской позиции.

  • «Кейтеринг ужасный, все так невкусно», жалуется любительница домашнего борща.
  • «Презентация некрасивая», говорит мужчина в костюме и белых носках.
  • «Интервью неинтересное», восклицает помощник ГД.
  • «Цвета слишком кричащие», сетуют дамы из бухгалтерии.
  • Аккаунт в Фб слишком веселый, статья унылая, комментарий размытый, сувенирка дешевая, логотип стремный и вообще, чем они там в маркетинге занимаются.
Бывают и обратные ситуации, когда всем нравится календарь, который не попал в цвет или брошюра с ошибками верстки, или статья где откровенно наврали. Хорошо хоть стратегию, аналитику и продуктовые материалы не обсуждают на каждом углу. Они не находятся в открытом доступе и со стороны не видны как пласт работ. Пристрастной оценке сотрудников подвергается то, что на поверхности.
Сохранить душевное равновесие сложно. Еще сложнее не пойти на поводу у сторонних оценок и не начать подстраиваться под мнение коллектива. Целевая аудитория она там, где-то далеко, а Машка вон в соседнем кабинете, говорит «опять тема конференции «не звучит».

Теоретически мы знаем, что угодить всем просто невозможно. На практике же даже сильные и опытные товарищи иногда тушуются под оценками коллег. Давайте напоминать себе почаще вот что:

  • Маркетолог/пиарщик работает на определенную целевую аудиторию. Комментировать качество материалов могут только те, кто входит в нее или близко знаком с портретом потребителя. Но таких людей обычно вовлекают в процесс заранее.

  • У продукта длинная, а иногда неоднозначная предыстория. Комментатор не знает, что абзац, который испортил статью запилил кто-то очень весомый и отказать не было возможности. А удочку в подарок придумал коммерческий, которому вообще-то виднее, что клиенту понравится.

  • Деньги решают очень многое. В рамках ограниченного бюджета, от чего-то придется отказываться. И если выставка водонасосного оборудования не профильная, а неожиданно прилетевшая, то можно смело брать дальний закуток и минимизировать затраты.

Должны ли сотрудники компании знать, чем занимается маркетинг, какие задачи решает? Безусловно, хотя бы в общих чертах. Могут ли они позволить себе оценочные высказывания на уровне «нравится/не нравится»? Нет, нет и еще раз нет. В маркетинге, как и в любой другой сфере, есть объективные методы оценки эффективности. Цель достигнута? Все свободны. Либо прописываем в стратегию, что маркетинг должен нравиться конкретным сотрудникам, список прилагается. Тогда, кстати, все остальное уже не нужно. Либо методично боремся со вкусовщиной на всех уровнях.
25 мая/ 2017

Made on
Tilda